Музыкальные грани. Подведение итогов.

19.03.2012 00:24

 

Дорогие друзья!

28 февраля на сцене Камерного зала Дома Музыки состоялась наша экспериментальная программа. Настало время подводить итоги.  Полагаем, следует предоставить эту почетную роль музыканту, который одновременно являлся и участником действа и зрителем, внимательно наблюдавшим развитие концепции программы в зале, а именно - нашей замечательной гостье, композитору Александре Масловской.

Александра, Вам слово!

 

"Признаюсь честно, когда я узнала программу концерта, то поймала себя на сомнении - а можно ли объединять в рамках одного концерта серьезную академическую традицию, представленную великими именами Дебюсси, Пуленка, Стравинского - и популярную полуэстрадную музыку кинематографа, пусть даже в лице таких мастеров, как Нино Рота, Никола Пьовани и Астор Пьяццолла? Не будут ли диссонировать между собой первое и второе отделение концерта, "высокий и низкий штиль"?

Однако в зале мои сомнения рассеялись. Программа оказалась действительно интересной, поскольку показала в сопоставлении две параллельно существовавшие музыкальные реальности 20 века. Более того - выявила точки соприкосновения между ними.

Музыкальная картина прошлого столетия была чрезвычайно пестрой: академическое искусство находилось в поиске новых средств выразительности, подчас самых радикальных. Одновременно огромную популярность обретала эстрадная музыка: отовсюду звучали джаз, танго, фокстрот. Эти интонации были на слуху у каждого - неудивительно, что они проникали в "серьезную" музыку, оживляя и подпитывая ее своими соками. В то же время происходило и обратное влияние. Каждый уважающий себя композитор почитал за честь учиться у выдающихся современников, не важно, внутри или за стенами консерватории. Астор Пьяццолла и мастера итальянской музыки, конечно, не были исключением. Таким образом, между академической и популярной музыкой возникало некое поле взаимопритяжения. Это была лишь одна из многих тенденций в искусстве того времени, но она существовала и давала подчас интересные плоды. Точки соприкосновения между двумя музыкальными плоскостями как раз и находились в фокусе внимания организаторов проекта «Equinox». Мне, как слушателю, так же интересно было наблюдать их в непосредственном сопоставлении столь разных по духу сочинений. Неожиданно обнаруживать глубину в "легкой" музыке, а в "серьезной" улавливать юмор и живую уличную интонацию. На мой взгляд, подобные концерты стоило бы проводить и в дальнейшем, тем более, что они способствуют привлечению в концертные залы широкой публики. Интересны были бы широкой аудитории и концерты музыки выдающихся композиторов кинематографа. Две киносюиты, прозвучавшие в концерте, хорошо дополняли друг друга и могли бы стать основой новой программы.

Мне выпала честь быть не только слушателем, но и участником проекта, автором переложения музыки Никола Пьовани к фильму Феллини "Джинджер и Фред". Впечатления от первого "живого" прослушивания переложения оказались для меня полезными и интересными с профессиональной точки зрения - особенно в сопоставлении с переложением сюиты к фильму "Дорога", автором которого стал Николай Агеев. Несмотря на одинаковый состав инструментов, два переложения оказались разными с точки зрения оркестровки и воплощения деталей оригинального музыкального текста, и этим контрастом хорошо оттеняли друг друга.

Отдельное спасибо нужно сказать исполнителям, которые проявили стилевую толерантность и представили блестящее сольное и ансамблевое исполнение столь разной по духу музыки."

 

 

Александра, благодарим Вас за подведение итогов, а также за совместную работу, итогом которой стала искренняя благодарность зрителей за возможность услышать замечательное сочинение Пьовани в исполнении данного состава!